Стратегическая сессия «Модернизация, технологии и экономика нефтеперерабатывающего комплекса России» состоится 5 марта т. г. в г. Москве
В рамках Стратегической сессии «Модернизация, технологии и экономика нефтеперерабатывающего комплекса России», которая пройдет 5 марта т. г. в г. Москве (отель «Метрополь», Театральный пр., 2), участники дискуссии обсудят как российским производителям удалось столь оперативно осуществить «разворот» и какие сложности или преимущества возникли при работе с новыми партнерами.
Ровно год назад – 5 февраля 2023 г. – вступил в полную силу запрет на покупку российских нефтепродуктов в ЕС, долгое время являвшийся для нашей страны ключевым рынком сбыта. И в этой «годовщине» мы видим хороший повод для подведения первых итогов и оценки последствий данного решения для отечественной нефтеперерабатывающей отрасли.
Еще до запуска механизма многие аналитики говорили о том, что ключевым последствием введения данного эмбарго для мирового рынка нефтепродуктов в целом и российской нефтепереработки в частности станет не столько сокращение поставок из РФ, сколько реконфигурация географической структуры торговли. И они оказались правы: по итогам 2023 г. морской экспорт российских нефтепродуктов даже продемонстрировал небольшой рост: 116 млн т против 114 млн т годом ранее.
Наибольший прирост экспорта был зафиксирован в турецком направлении: относительно уровня прошлого года страна нарастила импорт почти трехкратно – с 7 до 19 млн т; более чем втрое нарастил закупки Китай; практически в семь раз возросли поставки российских нефтепродуктов в Бразилию. Заметный прирост также обеспечили Сингапур, Саудовская Аравия, Малайзия, Индия и Ливия.
Сокращение же предсказуемо было зафиксировано преимущество по европейским странам: наибольшее падение относительно уровня 2022 г. пришлось на Нидерланды (-11 млн т), Бельгию (-7 млн т), Францию (-7 млн т), Германию (-5 млн т) и Испанию (-3 млн т).
В результате, доля европейского рынка, еще в 2022 г. обеспечивающего более 40% внешних поставок российских нефтепродуктов, сократилась до немногим более 10%. Иными словами, можно констатировать, что с точки зрения объемов поставок переориентация на рынки дружественных стран прошла успешно.